среда, 2 мая 2018 г.

ДИТЯ ВОЙНЫ Я


МНОГО ЛЕТ ТОМУ ОБРАТНО
РОДИЛСЯ Я 
СТУДЕНТ ТЕХНИКУМА, 14 лет
   – А живу я давно. Еще годков этак… - и от меня останется пару горстей пепла в такой красивой фаянсовой вазе с широкой крышкой. Хорошо, что и поставить эту вазу есть куда, со Светланкой рядом, и помянуть есть кому. Спокоет поэтому. А внукам и правнукам останутся эти строки, благо есть желание и возможность их сочинить.
       Nie przestawaj, naprzód – Вперёд, без остановок!.
Ну так вот.
       Шёл 1938 год.
                 В начале октября
                                   родился я.
И швырнули ЕГО в жизнь земную,
в эту ЮДОЛЬ печали, с крупицами радости!
Обрекли на муки и боль,
на страх и томительное беспокойство,
с редкими, порой и яркими, лучиками счастья!
Живи! ЗДРАВИЯ ТЕБЕ!
      На хуторе Бабыничи – это в четырех километрах от древнего города Мстиславль родился я.
      – Но это не та деревенька, в которой Сенкевич родил героя своего романа «ПОТОП» – Анджея Кмицица. В романе (Генрик Сенкевич. Потоп. Книга 1 .txt)  Бабиничем пан Анджей назвался по местечку Бабиничи, лежавшему неподалеку от Орши и с прадедовских времен принадлежавшему Кмицицам.
      – Это ещё в те далёкие пра-прадедовские времена, когда Мстиславль –  центр Мстиславского воеводства, крупнейшего воеводства Речи Посполитой (Кричев, Могилев, Мстиславль и Орша), когда сюда, на эти просторы Великого Княжества Литовского, приехали поляки, искать счастья и лучшей доли. А среди них и горстка моих предков, поляков–коневодов, потомственных шляхтичей,  переселилась на берега Вихры, Сожа и Днепра.
     – Так вот в тех Оршанских Бабиничах и жил мой прадед Александр (1831 – 1916). А когда начались гонения католиков, прадед прятался по лесам, чтоб не быть перекрещённым в православие.
     (Немножко из истории – В 1839 году в результате Полоцкого церковного собора на территории Российской империи Брестская церковная уния была ликвидирована, а верующие перешли под юрисдикцию Русской православной церкви. Началось насильственное обращение верующих в православие. Это был период жестокого, более чем 200-летнего национального и религиозного преследования. Вместе с народом претерпевала гонения и католическая Церковь. В 1869 г. была ликвидирована Минская епархия. Царское правительство всеми способами препятствовало религиозной жизни католиков).

      Мой дед, Крживицкий Петр Александрович (1864 – 1946), родился уже на хуторе Бабыничи, что под Мстиславлен, в хате, которую строил, с Кублицкими, ещё его отец, мой прадед Александр. Нашли понравившееся им место у леса, болотца и криницы, и от города не далеко. Заново строил, потому, что прабабка прогуляла их имение за время, когда прадед прятался, чтоб не быть перекрещённым. Свой хуторок они так и назвали – Бабыничи. Букву в названии поменяли по незнанию, не специально.

      – Ну так вот в этой хате родился и я, ваш покорный слуга.
      – А дед Пятрусь, уже, был переселен ещё до войны, в деревню КАЛИНОВКА, которая в километре от Бабынич, на другой стороне болотца и ближе к Мстиславлю. Ну и мы, конечно же вместе с ним. Хутор Бабыничи снесли. Там сейчас осталось только кладбище. И дед на том кладбище похоронен.
      – Моя мама уроженка Смоленщины. Отец её из под Монастырщины привёз, когда был ещё солдатом Красной Армии. Детство моё, в сознании моём – это мамина любовь ко-мне, болезненному, маленькому мальчишке. Где какая конфетка, яичко чудом курочка снесла, и курочкам же есть нечего было, всё детям.

ЖИЗНИ ДЕНЬ
     – Сентябрь 1943 года, мне почти 5 лет. Фашисты отступают. Полицай вечером убивает маму. Полная хата взрослых женщин и один среди них мужчина. Шок. Никто не знает что делать. Утром нужно уехать из деревни. А как же похоронить маму?
     – Дедушка Пятрусь приходит в себя первым и все закрутились. Соседи помогли. К полудню управились. Позапрягали повозки и уехали из деревни в какую-то лощину. Там собрали немцы, под дулами автоматов, обоз из всех ближайших деревень. Забрали все повозки, всю скотину, всех мужиков и молодых парней, и угнали в Германию.
   – В лощине той остались немощьные старики, старухи, женщины и дети. Все в ужасе. А уже ночь на дворе. Над нашей Калиновкой зарево. Горит деревня! Горит наша деревня. Пламенем всё небо полыхает над Калиновкой.
     – 28 сентября 1943 года Мстиславщина была освобождена от фашистских оккупантов. Она представляла собой огромное пепелище. Фронт остановился на долгих 9 месяцев недалеко от Мстиславля, на реке Проне.
     – В Мстиславль пришли наши солдаты. Освободили город и разрешили и нам, погорельцам, поискать пристанище. Мы, детвора, сразу побежали к солдатам. Каждый же хочет узнать о своём папке, может кто его видел, как  он там, живой-ли? Солдаты кашей нас накормили, успокаивали, как могли.
      – Здесь же в городе, разместился штаб II-го Белорусского фронта (командующий генерал армии Г. Ф. Захаров). Готовилась операция по освобождению Беларуси. Тут побывали видные военачальники: Г.К.Жуков, С.М.Штеменко, Н.Д.Яковлев и другие, и только в июле 1944 года Беларусь была полностью освобождена.

2 комментария:

  1. Эта история не только правнукам, Валентин, твоим нужна. Это история нужна для всего будущего поколения да и для ныне живущих. Забывать нельзя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий! Я совершенно с Вами согласен. А знаете, внуки с любопытством читают. Меня это подбадревает. Буду продолжать, пока получается. Здоровья Вам!

      Удалить